МИНСКОЕ ГОРОДСКОЕ АГЕНТСТВО

по государственной регистрации и земельному кадастру

Максима Богдановича


Максима Богдановича
Тип:
ул.
Наименование:
Максима Богдановича
Улица расположена в городе Минск в административном районе:
Советский / Центральный
Расположение на карте Минска
загрузка карты...
Полное описание
БОГДАНОВИЧ Максим Адамович (09.12.1891, Минск - 12.05.1917), белорусский поэт, переводчик, критик, историк литературы. Ранние детские годы провел в Гродно (1892-96), жил и учился в Нижнем Новгороде (1896-1908) и Ярославле (1908-16). В 1916 окончил Демидовский юридический лицей (Ярославль), переехал в Минск, работал секретарем губ. продовольственной комиссии. В феврале 1917 выехал на лечение в Ялту, где умер и похоронен, дебютировал аллегорической сказкой-притчей «Музыкант» («Наша нiва», 1907, № 24). В 1913 в Вильне вышел его единственный прижизненный сборник стихов «Венок». Поэзия Богдановича с её возрожденческим пафосом, идеями освобождения народа органично вписывается как в контекст белорусской литературы начала 20 в. («Ринемся, братья, смелей», «Беларусь, твой народ поднимается» и др.), так и в общеевропейский литературный процесс, вбирая в себя достижения новейших художественных направлений. Ранние стихи (цикл «В зачарованном царстве») написаны под влиянием древних белорусских мифологических представлений. Одно из центральных мест в творчестве Богдановича занимает пейзажная лирика, созданная преимущественно в импрессионистическом ключе, где внутренний мир человека тонко соотнесён с образами природы («Привет тебе, житьё на воле!», «Тёплый вечер, тихий ветер, свежий стог», Майская песня» и др.). Богданович первым в белорусской литературе обратился к урбанистической теме (цикл «Город»), показав символическую обобщённость, масштабность философско-поэтического осмысления города как феномена человеческой жизни и культуры. В цикле «Вольные думы» нашли отражение противоречивые чувства и чаяния человека переходной эпохи. Одной из вершин творчества стал образ Мадонны («В деревне», «Вероника»). Разрабатывал так называемые твёрдые стихотворные формы (сонет, триолет, рондо, октава). Создал первые белорусские верлибры («Ты долго сидела за столом», «Я хотел бы встретиться с Вами на улице» и др.). Теоретически обосновал концепцию народной литературы, основанной на фольклорных традициях (ст. «Забытый путь», 1915), в соответствии с которой написал цикл стихов («Беседная», «Лявониха», «Скирпуся» и др.). Автор фольклорно-романтических поэм «Максим и Магдалена», «Стратим-лебедь» и др. На белорусский язык переводил Горация, Овидия, Ф.Шиллера, Г.Гейне, П.Верлена, Э.Верхарна, А.Пушкина, А.Майкова и др., на русский - Я.Купалу, Т.Шевченко, И.Франко и др. Рассказы Богдановича, посвящённые идеям самоценности искусства и значимости художественной формы («Апокриф», «Рассказ об иконнике и золотаре...»), лежат у истоков национальной прозы. Автор годовых литературных обзоров («Глыбы и слои», 1911; «За три года», 1913), очерков по истории белорусской письменности («Короткая история белорусской письменности до ХVI столетия», 1911; «За сто лет», 1911; «Белорусское возрождение», 1914), где оценил достижения современной белорусской литературы, раскрыл её социально-исторические истоки. Выступал в русской и украинской периодической печати. Многие стихи Богдановича положены на музыку («Зорка Венера», «Слуцкие ткачихи»). Работают литературный музей Максима Богдановича в Минске, литературный музей в Ярославле. Памятники Богдановичу поставлены в Минске и Мисхоре, на могиле в Ялте.

  

QR-код страницы:

Страница находится в режиме разработки и тестирования

Адрес: 220040 г. Минск,
ул. Максима Богдановича, 153
Карта проезда

Приемная:
Факс: +375 17 284 96 85
E-mail: D500@nca.by